ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2019 г. N 170
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ГЛАВНОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ ОТ 18 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА N 17 "О ПОДГОТОВКЕ
ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ
РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
В соответствии со статьями 127, 146 Семейного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" приказываю:
1. Внести в приложение к Приказу Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18 января 2018 года N 17 "О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" следующие изменения:
1) паспорт Программы изложить в следующей редакции:
"1. Паспорт Программы
Наименование Программы | Подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
Уровень образовательной программы | Дополнительная образовательная программа |
Объем часов всего: | 65 ч. |
в т.ч. теоретических: | 24 ч. |
в т.ч. семинаров-тренингов, индивидуального консультирования: | 41 ч. |
Продолжительность обучения | 65 академических часов |
Форма освоения Программы | Очная, очно-заочная, очно-дистанционная |
Категория обучающихся | лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
Основа для разработки Программы | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" |
Форма итоговой аттестации граждан | Собеседование |
Итоговый документ после освоения Программы | Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
";
2) учебно-тематический план изложить в следующей редакции:
"5. Учебно-тематический план
N п/п | Разделы | Всего | Количество часов | Формы контроля | ||
В том числе | ||||||
лекции | семинары-тренинги | Индивидуальное консультирование | ||||
1. | Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей | 4 | 3 | 1 | ||
2. | Представление о потребностях развития ребенка-сироты и необходимых компетенциях замещающих родителей. Понятие о мотивации замещающих родителей | 7 | 2 | 5 | Структурированное интервью | |
3. | Этапы развития ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 4 | 2 | 2 | ||
5. | Последствия разрыва с кровной семьей для развития ребенка, попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 4 | 1 | 3 | ||
6. | Адаптация приемного ребенка и приемной семьи | 6 | 1 | 3 | 2 | |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка-сироты | 6 | 4 | 2 | ||
8. |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
8 | 5 | 3 | ||
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 4 | 1 | 3 | ||
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 8 | 4 | 2 | 2 | |
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, правах и обязанностях опекунов (попечителей), усыновителей (удочерителей) | 4 | 4 | |||
12. | Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 2 | 2 | |||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители | 4 | 4 | Собеседование | ||
Всего | 65 | 24 | 26 | 15 |
";
3) в содержании Программы:
раздел 1 изложить в следующей редакции:
"Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ПОДГОТОВКИ ЛИЦ,
ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА,
ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (4 Ч., 3/1)
Лекция. Содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понятие о тренинге как форме работы с группой, его специфике и преимуществах. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга. Условия для эффективной работы в группе подготовки и обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс, и членов их семьи. Ожидания и опасения участников тренинга.
Задачи подготовки, касающиеся:
выявления и формирования воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказания помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомления кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
формирования у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
формирования у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
ознакомления кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
ознакомления кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
ознакомления кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, знакомства с потенциальной приемной семьей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Семинар-тренинг. Ожидания и опасения кандидатов. Оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом. Оказание помощи в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей.";
раздел 2 изложить в следующей редакции:
"Раздел 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОТРЕБНОСТЯХ
РАЗВИТИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА И НЕОБХОДИМЫХ
КОМПЕТЕНЦИЯХ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ. ПОНЯТИЕ О
МОТИВАЦИИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ (7 Ч., 2/5)
Лекция. Потребности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (безопасность, здоровье, образование, развитие, привязанность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.
Индивидуальное собеседование. Структурированное интервью с каждым из кандидатов в замещающие родители в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка). Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.
Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.";
раздел 8 изложить в следующей редакции:
"Раздел 8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА.
МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РИСКОВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
И ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ РЕБЕНКА (8 Ч., 5/3)
Лекция. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Профилактические мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения заболеваний. Определение наследственных, биологических и социальных факторов риска. Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Ответственность родителей за лечебно-профилактический режим в семье.
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье, на улице и в общественных местах.
Возможные патологии развития детей. Особенности возрастного нервно-психического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причины и последствия нарушения развития. Влияние наследственных и генетических факторов на психическое здоровье ребенка, его развитие, воспитание и образование.
Семинар-тренинг. Создание безопасных условий для воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Семинар-тренинг. Оказание первой медицинской помощи в экстренных случаях. Знакомство с домашней аптечкой, ее содержанием и практическим предназначением.";
раздел 10 изложить в следующей редакции:
"Раздел 10. РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА (8 Ч., 4/4)
Лекция. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители. Способы реагирования семьи на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. Система внешней поддержки и собственные ресурсы семьи.
Семья как реабилитирующая среда: образ жизни семьи, семейный уклад, традиции. Понимание всеми членами семьи кандидата в приемные родители проблем своей семьи, возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Определение ролей в неполной семье.
Оценка ресурсов неполной семьи для осуществления замещающего родительства.
Семинар. Индивидуальное консультирование. Составление карты семьи. Условия выбора и применения методов родительского воспитания. Изучение личностного и психического развития ребенка. Личный опыт и авторитет родителей. Педагогическая культура семьи. Особенности использования методов формирования познания (рассказ, объяснение, этическая беседа, убеждение), методов организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, требование, поручение, воспитывающая ситуация), методов стимулирования (поощрение и наказание, соревнование) в соответствии с возрастными и социальными особенностями детей в замещающей семье.".
2. Опубликовать настоящий Приказ в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя начальника Главного управления социальной защиты населения Курганской области.
Начальник Главного управления
социальной защиты населения
Курганской области
В.Д.ДЕМИНА